Рейтинг пользователей: / 19
ХудшийЛучший 

Алтайская народная музыка имеет свои, ей одной присущие, характерные особенности пентатонического строя. В основе лада лежит пятиступенная гамма с несколько видоизмененными полутоновыми сочетаниями. Алтайские мелодии не велики по диапазону и редко превышают интервал октавы. Гармонические сопровождения на топшуре и икили пению обычно слагаются из созвучия кварт, квинта, а иногда из больших секст и малых септим. Топшур и икили настраиваются в интервал кварту.

Народные музыкальные интсрументы алтайцев: топшур - щипковый, икили - смычковый, шоор - духовой, комыс (комус) - язычковый.

Бытовые музыкальные инструменты: амыргы (манок) - духовой, шатра (трещотка) - шумовой, камчы - кнут, эдски (манок) - духовой, кирлее, то же что тана-топчы, шанг - колокольчик средних размеров, конко - маленький колокольчик.

Народные музыкальные инструменты алтайцев

topshur

Топшур - двухструнный музыкальный инструмент, по своему виду сходный с казахской домброй. Корпус и гриф топшура целиком вырезаются из одного куска дерева (кедра). Долбленый овальный корпус покрывают сверху тоненькой дощечкой или сыромятной телячьей кожей. Струны изготовлялись из конского волоса, свитого веревочкой. Волос подбирается белый. На верхней деке прорезается отверстие, гриф не имеет ладов. Звук, извлекаемый на струнах, напоминает звучание туго натянутой нити, но чище и ярче. Перед игрой топшур, имеющий кожаную верхнюю деку, подсушивают.

Определенной высоты строя для топшура нет. Струны настраиваются на кварту так, как это удобно для голоса исполнителя. "Топшур настраивается квартой, но она не урегулирована: звучит немного выше чистой и ниже увеличенной. Ее скорее можно отнести к особому разряду интервалов, называемых "острыми" У азиатов они воспринимаются как консонанс, т.е. ей начинается и заканчивается пение. Встречаются чаще других интервалов, господствующий интервал кроме квинты топшур в аккомпанементе дает чистую квинту, большую и малые сексту.

Аккомпанемент на топшуре - вариации. В зависимости от содержания сказания кайчы используют различные приемы игры на топшуре: "бряцанье" (удары) пальцами по обеим струнам, "pizzikato" (щипки) большим пальцем, "тремоло" (частые удары по одной струне). При изображении скачки богатыря на коне, ритм и приемы исполнения резко меняются, рисуя картину стремительного движения. В лирических местах сказания преобладает "тремоло" или "пицикато" (на одной струне).

икилиИкили - похож на топшур, но с более высокой подставкой. Играют на икили лучковым смычком, сделанного из ивового прута, на который натягивается волос. Его натирают смолой лиственницы или кедра. При игре инструмент ставят на левое колено или держат между ног наклоненным, слегка прижимая корпус к коленям. Смычок натяжной колодки не имеет, поэтому во время игры ослабевший волос подтягивается пальцем правой руки. Струны волосяные. Звук негромкий, но мелодичный и богатый. Строй квартовый, несколько выше по диапазону, чем у топшура. В народе встречается двойной инструмент - с одной стороны икили, с другой - топшур. Икили использовал кожонгчи - исполнитель лирических, бытовых, исторических песен. Часто кайчы и кожонгчи одно и то же лицо. Известны ансамбли национальных инструментов с инструментами топшур прима, топшур тенор и с бас-топшур и икили - прима-икили, тенор-икили, бас-икили, секунда- и альт-икили.

shoor

Шоор - тип продольной флейты, сходный с башкирским народным инструментом кураем, но не имеющий боковых отверстий. Шоор изготавливается из пустотелого ровного стебля высохшего растения камургай, длиной не менее 50-60 см, диаметр у основания 1,5-2 см. С обеих сторон шоор открыт. Более широкий конец трубки прижимается у правой половины рта к верхним зубам. При вдувании воздуха получается свистящий звук. Периодически закрывая и открывая выходное отверстие, а также изменяя напор воздуха, исполнитель получает звуки, обертона основного главного тона. Звучание шоора мягкое, переливчатое. Строй определенной высоты не имеет, зависит от длины инструмента. Распространен в основном среди чабанов.

komusКомыс - алтайский варган (комус). Устройство его простое: подковообразный удлиненный ободок со стальной вибрирующей пластиной в середине. При исполнении дает органный пункт довольно сильной звучности (жужжащий в малой октаве) и мелодию (второй октавой выше), напоминающую по тембру флажолеты скрипки. Самими алтайцами куется из мягкого железа или необработанной стали.

 

 

 

buben

Бубен (тюнгур) принадлежит к разряду ударных инструментов и употребляется исключительно при камлании. Остов бубна деревянный, на обечайку натягивается шкура животного и подвешивается к обечайке ремнями. "В открытую сторону бубна крепится деревянная перекладина, за которую кам держит бубен, и две железных. На коже бубна выцарапываются рисунки животных, птиц и человека. На железных перекладинах навешиваются маленькие загнутые железки и тряпочки различных цветов. При ударе, который делается особой колотушкой орбы, получается сильный гул и бряцанье железок. При камлании бубен накаливается на огне и доводят до высоты, понятной самому каму. Бубен у aлтaйцев в повседневной жизни как ударный музыкальный инструмент не используется, т.к. является сугубой культовой принадлежностью шамана.

jadaan00Дьядаан скифская арфа. Инструмент найден в Пазырыкском кургане археологом Руденко С.И. в 1939 г. Оригинал хранится в Эрмитаже г. Санкт Петербурга, датирован около 500 г. до н.э. Копия изготовлена мастером Гнездиловым А.И. (г. Барнаул). Изготавливался из цельного дерева, струны натягивались жильные. Звучит в песне "Алтын Кёль" на альбоме "Там, где рождается Алтай" ансамбля Алтай Кай (играет Элес Тадыкин)

 

 

Бытовые музыкальные инструменты

Бытовые музыкальные инструменты алтайцев создают звуки, приближающие к звукам природы, т.е. звукоподражание - наиболее точное изображение каждого конкретного животного, птицы: пение кукушки, зловещий хохот совы, вой волка, крик журавля, голос и взмах крыльев ворона, голоса утки, белки, бурундука, медведя и т.д. или создание образа зверей и птиц человеческим голосом. Многие инструменты использовались на охоте.

Амыргы. На нем имитировали крик марала. Изготавливается из полого рога животного или древесины. Звуки извлекаются обертонного ряда втягиванием в себя воздуха.

При охоте на косулю или кабаргу используют манок эдиски, изготавливаемый из бересты. Высокий звук этого инструмента напоминает крик самки кабарги и ее детеныша. Иногда вместо бересты используют листья бадана (кылбыш) или осoки (кыйар олон).

Звукоподражательный охотничий прием - манок на волка: голос и ладони рук, сложенные в виде раковины - кош-адыш. Имитируется вой волка. Этот же способ может служить для звукоподражания голосам приц - филина, совы, кукушки. Изменяя тембр и манеру имитации приманивают других зверей, например, бурундука.

Щипковый шумовой музыкальный инструмент - шатра. Деревянная трещотка из бруска березы, ее шумом изгоняли овец.

Звуковым орудием скотоводов был бич, кнут - камчы. Его свист, разрезающий воздух, хлесткое щелканье, звучащее громче выстрела, помогает управлять большим стадом или табуном. Камчы - неприменный атрибут мужского традиционного костюма.

Кирлее и тана-топчы имеют характерный звук, похожий на жужжание, гудение, завывание, вой ветра.

Шанг - колокольчик средних размеров с сильным, звонким, долго незатухающим звуком.

Конко - небольшой колокольчик. Маленькие колокольчики подшивали к украшениям девушки. По звону знали, что девушка далеко не ушла и не украдена.

Бытовые перкуссионные инструменты: кушкан - сбруя седла, дьярын - косточка, баранья лопатка, копыта, кузук, кумургай - шумовой пучок.

Контакты

телефоны:

+7 912 668 64 13

e-mail:

ekaterinaagamalyan@yandex.ru

Вконтакте

Facebook

Реклама

Смотрите описание онлайн казино у нас на сайте.forumtk.ru